пятница, 10 января 2014 г.

Технологические карты помогают учителю?


     Сегодня много говорят о технологических картах урока.  В методической литературе можно найти  различные варианты карт, однако единого мнения в педагогическом сообществе всё ещё нет. 
    Заинтересовавшись этой темой, я решила разузнать о технологических картах и провести небольшую исследовательскую работу. Мне очень хотелось получить ответ на вопросы:

  1. "Технологические карты помогают сделать труд учителя более эффективным,  или это дополнительные время и усилия учителя, направленные не на достижение его главной цели - а на бумаготворчество?" 
  2. Технологические карты - это одна из форм плана-конспекта урока? 
  3. Существует ли единая структура карты? 
  4. Является ли составление технологической карты обязанностью каждого учителя? и др.
 В этой публикации я  сделаю краткий обзор статей и образовательных ресурсов по теме "Технологическая карта урока", которые показались мне интересными.
         

             1) В электронном журнале для преподавателей английского языка http://iyazyki.ru/ мне встретилась замечательная статья на эту тему (авторы  Копотева Г.Л. и Логвинова И.М.), в которой очень подробно и обстоятельно, на хорошем профессиональном уровне, обсуждались вопросы проектирования уроков в соответствии с основными требованиями ФГОС и была представлена авторская модель технологической карты.
По мнению авторов ресурса "технологическая карта урока - это обобщённо-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем методов педагогической деятельности"[1]

Изменившаяся образовательная ситуация, сложившаяся в связи с переходом на Федеральный государственный стандарт основного общего образования, требует понимания особенностей реализации содержания образования на современном этапе, такие как
  • "необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов — личностных, метапредметных и предметных;
  • новое понимание образовательных результатов — необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности;
  • понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий[2].
В контексте научно-методического сопровождения введения ФГОС ООО проблема состояла в том, чтобы разработать такую технологическую карту урока, которая позволяла бы воплотить эти требования: учителю наглядно спроектировать, а заместителю директора по УВР проследить ход работы учителя по реализации деятельностной направленности педагогического процесса и формированию УУД."


2)
В сетевом образовательном сообществе Открытый класс http://www.openclass.ru/node/364582
технологическая карта урока определяется как  способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Автор статьи Громова В.И. даёт рекомендации, как быстро и грамотно составить собственную технологическую карту и называет этапы работы над технологической картой:
1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
2. Формулировка цели урока (содержательные и деятельностные).
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм  работы на уроке:
 - индивидуальная;
 - фронтальная;
 - парная;
 - групповая.
7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

Основными параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся, а сам урок  структурируется по следующим параметрам:
1) Название этапа урока.
2) Цели этапа урока.
3) Содержание этапа.
4) Деятельность учителя.
5) Деятельность учащихся.
6) Формы работы.
7) Результат.



3) Статья на тему "Рекомендации по составлению технологической карты" Источник:
http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/rekomendacii-po-sostavleniyu-tehnologicheskoy-karty-uroka

Даётся разъяснение, в чём отличия между конспектом урока и технологической картой:
"Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности обучающихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя конструкт урока, учитель формулирует проблемные вопросы для обучающихся, направленные на  достижение результата. Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

 Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения."


Автор статьи подробно останавливается на необходимости чётко обозначить тему, цель и задачи урока и его планируемые результаты. В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам:  сколько задач - столько и планируемых результатов должно быть.
        По мнению автора статьи ( Шакенко Т.Н.) "Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
        Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость."
Далее в статье даётся информация о структуре и примеры шаблонов технологических карт, а также основные пункты и требования аспектов анализа урока.  

Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода может строиться следующим образом:

1. Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока).
2. Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут).
3. Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все).
4. Сколько учеников получили оценки (должны все).
5. Время, в течение которого ученики двигались (не менее 2-3 минут).
6. Сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено).
7. Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено).
8. Соответствует ли объем домашнего задания норме (да – нет).



4)   В форуме сайта http://www.englishteachers.ru/ существует отдельная ветка, посвящённая ФГОС и технологическим картам.

Очень важным для себя считаю мнение уважаемого Радислава Петровича Мильруда:


"Да, технологическая карта существует в принципе для того, чтобы раскрыть технологию процесса. Поэтому технологическую карту можно составить, например, для обучения описанию картинки для устной части ЕГЭ. В такой карте необходимо будет показать действия учителя и ученика, обеспечивающие нужный уровень качества выполнения устного задания. Технологические карты, которые в связи с ФГОС повсеместно распространились, почему-то все раскрывают процесс формирования УУД, хотя по ФГОС можно составлять технологические карты достижения не только метапредметных, но и предметных, а также личностных результатов. Конечно, учителю составить такой объем карт невозможно. Получится огромная "колода карт". А вот для обмена педагогическим опытом применения различных технологий обучения, технологические карты могут быть полезными. В общем, как в любом деле, важно "не пересолить". 


и Светланы Ткачёвой

"Если в центре внимания учителей на данном этапе - формирование УУД, то и акцент нужно делать на этом. Федеральных нормативных документов по составлению карт пока нет, пока идет процесс накопления опыта, где-то районные или городские объединения принимают свои формы карт, но обязать делать именно в каком-то формате не имеют права. И уж точно в картах не нужно прописывать слова учителя, а тем более учеников. Такую карту можно одну в год в лучшем случае сочинить для "проверяющих"( а зачем?). Смысл у технологической карты совсем в другом - в осознании алгоритма работы учителя и учеников на определенных этапах урока. Поэтому - чем проще, понятней и практичней будет такая карта - тем больше в ней смысла, на мой взгляд. В Санкт-Петербурге нет единой формы карт, мы используем их варианты как инструмент в достижении наших педагогических и методических целей. И вообще, мне кажется, что каждый учитель вправе разработать свою, удобную лично для него карту - главное, чтобы она помогала в работе, а не вызывала раздражение, как лишняя письменная нагрузка."


Поэтому я с радостью записалась на вебинар " Конструирование современного урока с помощью технологической карты", в ходе которого нашла ответы на многие свои вопросы. Кликните на на выделенные выше слова и по ссылке перейдите на сайт сообщества учителей английского языка, где размещена видеозапись вебинара.




Один из слайдов презентации Ткачёвой С.В.:





1 комментарий:

  1. Спасибо! Полезная и нужная информация. Выбрано самое существенное по теме.

    ОтветитьУдалить