пятница, 13 января 2012 г.

Если бы вы были министром образования...

Что волновало учителей в 2001 году?



      “What would you do if you were the Minister of Education?”, “What system of education is the best?”, “Where do you think it is easier to work as a teacher?” These and other questions were asked by schoolteachers of the English language from Blagoveschensk (a town in the Far East of Russia). They took part in an unusual seminar in the tourist centre Mukhinskaya. This time the teachers were working not in stuffy classrooms, but having made themselves comfortably in the shadow of trees by the beautiful lake. The picturesque nature was in harmony with good mood of teachers; smiles, jokes and songs helped to make their communication even more interesting and creative. The teachers were joking when called the seminar “A trip to Switzerland”....

        Так начиналась моя статья, которую я написала более десяти лет назад. Статья была напечатана в городской газете "Благовещенск", а на английский язык я перевела её для своих американских коллег, которые c энтузиазмом включились в дискуссию. Их предложения о реформе американского образования превзошли все мои ожидания. Но об этом я напишу в другой раз, а сейчас опубликую продолжение моей статьи на русском языке.

      Кроме учителей в семинаре участвовали граждане США, работающие в школах города волонтёрами от организации «Корпус Мира» – Грэг, Элисон и Марк. Они учили нас общаться на английском языке, знакомили с особенностями разговорной речи, с содержанием современных методических пособий, рассказывали о том, как лучше, например, использовать фильмы в процессе обучения иностранному языку. Волонтёры стали всеобщими любимцами и были в центре внимания учителей не только во время занятий, но и в свободное время.
          Кстати, ребятишки, отдыхающие на Мухинке, также пытались общаться с иностранцами на английском языке, а иногда просто сидели неподалёку, смотрели и слушали, наблюдая, как молодые американцы рассказывали что-то по-английски умудрённым опытом учителям. У них на глазах проходил очень важный процесс – диалог культур, в ходе которого все участники учились преодолевать трудности межкультурного общения.

       Ещё Конфуций когда-то сказал: «Все люди одинаковые. Отличаются лишь их привычки». Действительно, во время дискуссии о системе образования наши учителя то и дело пытались по привычке обсуждать свою любимую тему: слишком уж скромную заработную плату и высокие цены, забывая, о том, что эту тему не принято обсуждать в США.

        С большим интересом учителя слушали рассказ Светланы Семёновны Брегадзе о том, что привлекло её внимание в американских школах во время её поездки в США. Впрочем, мнение Светланы Семёновны, генералиссимуса амурских учителей английского языка, если так можно назвать очаровательную женщину с дружелюбной улыбкой, важно в любом вопросе, особенно если речь идёт о преподавании английского языка. Ещё бы, ведь это мастер высочайшего класса, который знает и умеет всё! Даже песен на английском языке, которые сопровождаются движениями, она знает больше всех! А кто ещё из учителей любит и использует песни в стиле рэп на уроках, просто потому что это детям интересно? Не могу не отметить, что из присутствующих на семинаре учителей двое (в том числе автор статьи) – бывшие ученики Светланы Семёновны.

          Всех заинтересовал традиционный вопрос о стереотипах: какими мы видим американцев, какими они видят нас? Ответы были разные, но радует то, что все названные качества положительные, а если и прозвучало какое-то не очень приятное определение, то это с какой стороны взглянуть, а в богатых языках, которыми являются русский и английский, всегда можно найти более точное слово. Важно научиться толерантности – с уважением, пониманием и терпением относиться к представителям другой культуры и друг к другу, не забывая при этом о самоуважении. Если мы сами не любим и не уважаем себя и свою страну, кто захочет уважать нас и страну, в которой мы живём?

         Общение было настолько интересным, что никто не удивился, что заключительное занятие стало ярким, не забывающимся представлением на английском языке, которое то и дело прерывалось смехом и аплодисментами. Обычные, известные всем детские сказки превратились в триллеры, комедии и научную фантастику. Такие требовательные на своих уроках учителя преобразились: смеясь, изображали миксер, газонокосилку (хоть бы раз увидеть, как она работает на самом деле!) и комбайн, называя это коллективным творческим делом; рассказывая об идиомах, разыгрывали сценки из популярного сериала. Подводя итоги двухдневного семинара, учителя… пели частушки. Больше всех досталось двум подружкам, которые «вечером Оскара Уальда читали, а утром на завтрак опоздали…»

         И даже отчёт по теме «Образование», который проходил в форме мини-марша в защиту образования, вызвал всеобщий восторг и энтузиазм. Впрочем, некоторые учителя предпочли сидячую форму протеста. Но содержание лозунгов и требований разногласий не вызвало. Вот лишь некоторые из них: «Достойную зарплату учителям!», «Образованию – 100 % государственную гарантию!», «Пятидневку в школу!», «У учителя должны быть не только обязанности, но и права» и другие.

      Интересно, что к проводимому мною опросу по проблемам образования (это, кстати, одна из предложенных на семинаре игр), все учителя отнеслись очень серьёзно. Отвечали очень вдумчиво. Предлагали: обратить больше внимания на обеспечение школ оборудованием и учебными пособиями; значительно увеличить зарплату, уменьшив ставку до 15 часов; предусматривать оплачиваемые часы для подготовки к урокам в начале рабочего дня как это делается в США. Наши американские друзья также не остались в стороне, предлагали открывать больше кружков и клубов в школах, сделать предмет «Искусство» обязательным на всех этапах обучения, а высшее образование в США - более доступным.

         Пятибальная система оценок, по мнению многих учителей, не работает, и никакие уловки в виде минусов, плюсов и «шестёрок» за очень хороший ответ (всё равно никто из проверяющих не заметит!) не помогают. Для осуществления личностно-ориентированного подхода и дифференцированного обучения более эффективна система (tracking), при которой каждый год учащиеся обучаются в разных группах в зависимости от способностей, интересов и достигнутых результатов. На вопрос о том, является ли система образования США лучше нашей, все участники опроса ответили по-разному, и каждый остался при своём мнении.

        Так и не выяснив, почему российские школьники, получая больший объём теоретического материала и запоминая огромное количество фактов и информации, демонстрируют меньше практических навыков и умений, и имеют, зачастую, заниженную самооценку, мы пришли к выводу, что каждая система образования имеет свои плюсы и минусы, а труд учителя очень важен в любой стране.

        Напомню, что 2001 год провозглашен Европейским Годом языков. В современном мире возрастает значение «практического владения языками для достижения взаимопонимания между народами, сохранения стабильности в Европе, повышения деловой активности граждан и решения проблем трудоустройства». «Языки открывают двери!» – вот девиз Европейского Года языков. Важно обратить внимание на качество преподавания иностранных языков, содержание и технологию обучения, интеграционные процессы в школьном образовании, подготовку учителей иностранных языков для успешного решения столь ответственных задач.

Комментариев нет:

Отправить комментарий