среда, 23 апреля 2014 г.

Тем, кто хочет побеждать...


Мой замечательный ученик принимает участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. Волнуюсь за него. 

Перед отъездом я пожелала ему успеха и победы, а также получить удовольствие от самого процесса участия в олимпиаде. 

Сегодня заглянула на сайт олимпиады в Великом Новгороде и обнаружила там три совета психолога участникам олимпиады. Думаю, что с  ними будет полезно ознакомиться и учителям. Позволю себе процитировать лишь часть статьи, остальное  в первоисточнике - на сайте олимпиады.


доктор педагогических наук А.С.Гормин: 
для тех, кто хочет побеждать на олимпиадах и не только

Совет первый : «Победи стресс!».



  •  аутогенная тренировка является достаточно эффективным приемом коррекции психоэмоционального напряжения. В её основе лежит самовнушение, которое способно оказывать огромное влияние на психические и вегетативные процессы в организме, в том числе на не поддающиеся произвольной сознательной регуляции 
  • применив «метод Робинзона». Герой романа Д.Дефо, оказавшись на необитаемом острове, сумел найти позитивные стороны в печальных обстоятельствах своего положения. Он разделил тетрадь на две колонки и в левой части под заголовком «Зло» записал: «Я заброшен судьбой на необитаемый остров», а рядом под заголовком «Добро» отметил: «Но я жив, я не утонул подобно всем моим товарищам». Если постараешься, то наверняка обнаружишь немало светлых сторон в самых мрачных, на первый взгляд, обстоятельствах. Например: проблема «я буду там один, среди незнакомых людей, и никто не сможет мне помочь» может иметь и достаточно позитивный контекст: «никто не будет меня отвлекать, задавать глупых вопросов, и я легко смогу сосредоточиться на выполнении заданий».
Все эти способы регулирования стресса знакомы человечеству очень давно. Еще в XVIIIвеке немецкий богослов Карл Фридрих Этингер молился: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого».

Не следует забывать, что в борьбе со стрессом большую роль играет правильный режим дня и питания.

Совет второй: «Стань «львом».

Чтобы добиться успеха в олимпиаде, необходимо заранее на него настроиться. Реальные шансы на успех имеет только тот, кто желает непременно победить!


Для успеха важна абсолютная вера в себя. Когда всемирно признанного иллюзиониста Дэвида Копперфильда спрашивают, в чем причина его успеха, он неизменно отвечает: «Просто я верю в невозможное!».

Наши желания имеют свойство менять действительность при наличии в душе значительной доли уверенности.

Во многом нацелить себя на успех помогает позитивное мышление, которое дает человеку возможность не раскисать, а активно действовать, экономно распределяя время на работу, отдых и активное продумывание следующего шага, не концентрируясь излишне на чем-то одном. Люди с позитивным мышлением имеют высокую самооценку независимо от временных неудач. Их девиз: «Кто все успевает, тот всегда успешный».
Если хочешь больше узнать о позитивном мышлении и его развитии, обратись по адресу в Интернете: http://www.rodoswet.ru/uchimsya-dumat-pozitivno-pozitivnoe-myshlenie/

Шведский психолог М.Франкенхойзер поделила всех людей на три группы: «львов», «кроликов» и «смешанную». Оказывается, надпочечники кролика и льва вырабатывают совершенно разные вещества – адреналин и норадреналин соответственно.

Учёный считает, что это отличие встречается не только у животных, но и у людей.

Ты уже догадался, что в олимпиадах чаще всего побеждают «львы». Они всегда нацелены на успех, верят в свои силы, никогда не сдаются и обладают позитивным мышлением.


Совет третий: «Будь философом».

Психотерапевты считают, что самая большая проблема человека, желающего принять участие в соревнованиях или олимпиаде – это боязнь провала. ...все надеются на победу. Но победа достанется кому-то одному.
Что же делать всем остальным?

Вспомните анекдот: Мальчик на ипподроме спрашивает папу: «Зачем бегут эти лошади?» Папа отвечает: «Та, что прибежит первой вместе с жокеем получит приз». «Хорошо, - говорит мальчик,- тогда зачем все остальные бегут?».

Кроме, безусловно, очень важного настроя на победу у каждого участника олимпиады должен быть адекватный настрой на возможную неудачу. Что по этому поводу думают психотерапевты?
Когнитивный психотерапевт Аарон Бек исследовал некоторые убеждения, предрасполагающие человека к депрессии в случае неудач:
· «Для того чтобы быть счастливым, мне необходимо достигнуть успехов в любом деле».
· «Если я не на вершине значит, я провалился».
· «Прекрасно быть популярным, знаменитым, успешным и ужасно быть непопулярным, посредственным».
· «Если я совершу ошибку, значит, я неспособный человек».
· «Мое значение как человека зависит от того, что другие думают обо мне».

Правила (убеждения), подобные перечисленным, с большой вероятностью приведут к негативным эмоциональным переживаниям. Человек не может всегда и во всем побеждать, везде быть первым, не может постоянно вызывать восхищение у других людей.

 Люди-перфекционисты (от латинского «perfectus» - абсолютное совершенство) стремящиеся достичь самых больших высот, постоянно не довольные собой и живущие по принципу «всё или ничего», редко бывают счастливыми.

А.Бек предлагает таким людям научиться периодически проводить декастрофизацию. Катастрофизация - это преувеличение последствий негативных событий, мысленное превращение любой неудачи в катастрофу.
Декатастрофизация - или, как ее еще называют, техника «что если»- предназначена для исследования действительных, фактических событий их последствий, которые в представлении человека наносят ему психологический ущерб и вызывают  чувство тревоги.
Попробуй немного пофилософствовать и ответь для себя на вопрос: «Что на самом деле важно для меня в жизни?». Наверное, это любовь родителей, преданность друзей, здоровье твое и твоих близких, наконец любимое занятие, хобби и т.д. Что изменится в этих ценностях, если ты не станешь победителем олимпиады? От тебя отвернутся друзья? Ты подведешь своего учителя? Тебя разлюбят родители?
Согласись, что настоящие друзья никогда не изменят к тебе отношение даже в том случае, если не станешь победителем. А если кто-то из них от тебя отвернется – это к лучшему, значит он никогда не был настоящим другом.

Для того, что любое поражение в жизни не становилось трагедией, важно научиться формировать самооценку, используя позитивное мышление, не зацикливаясь на своих ошибках, а вспоминая реальные достижения, которых у тебя, безусловно, достаточно в самых разных сферах.

Собираясь принять участие в олимпиаде, твердо верь в свои силы, надейся на удачу, но будь готов спокойно пережить возможный неуспех и искренне порадоваться за победителей!

http://youtu.be/DZ5ZtCfQAQ0


Комментариев нет:

Отправить комментарий