Искусственная языковая среда, которая создаётся лишь во время и на время урока иностранного языка не всегда способствует коммуникативному и социо-культурному развитию школьников средствами иностранного языка. Причина: отсутствие самого главного фактора - фактора общения. Важно не только готовить к будущему общению на иностранном языке, нужно учить детей общаться уже сейчас, когда они учатся в школе. Психологи считают, что учащиеся стараются уйти из школы мысленно или физически, если не видят связи между реальной жизнью и учёбой в школе. Данная проблема является актуальной не только для предмета «иностранный язык» и не только для нашей страны. Поэтому метод обучения посредством письменного общения используется многими учителями за рубежом, причём не только в изучении языка (родного или иностранного), но и ряда других дисциплин. Разработаны специальные методики, которые помогают учителям направлять огромный интерес учащихся, их природную любознательность, энергию, стремление использовать современное компьютерное оборудование, если оно есть в распоряжении учителя. Предлагаются интересные виды деятельности, которые помогли бы связать жизнь и учёбу, теорию и практику. Наряду с повышением интереса и мотивации достигаются многочисленные сопутствующие и воспитательные задачи.
Почему столь пристальное внимание уделяется сегодня переписке? В мире происходит настоящий бум: тысячи учащихся самых разных возрастных групп вместе со своими учителями обращаются в клубы в поисках друзей по переписке. Переписываются школами, классами, группами, индивидуально на своём родном языке и на том языке, который изучают. Учителя находят для своих учеников и студентов «классы дружбы» - для того, чтобы вместе изучать какую-то интересную тему, обсудить прочитанную книгу, узнать о далёкой стране, сравнить социальные проблемы, обменяться самодельными брошюрами о своём родном городе, помочь какому-то книжному персонажу совершить кругосветное путешествие, или «вместе сделать жизнь на нашей планете лучше». Конечно, наличие компьютера и доступ в Интернет - идеальное условие для того, чтобы использовать эти методики. Но компьютеры есть далеко не во всех школах даже самых развитых стран. В такой ситуации конверт, листок бумаги и ручка могут оказаться самыми лучшими помощниками учителя в этой работе. Не получается найти друзей по переписке – не беда. Переписываться можно и с параллельным классом, или с преподавателем. Интересно, что в развитых странах, где компьютер, Интернет и, конечно, электронная почта стали привычными явлениями, преподаватели используют эти ресурсы … для организации работы в парах и группах. Учащиеся, находясь в одной аудитории, общаются друг с другом и преподавателем через электронную почту. Учителя высоко отзываются о такой форме работы, как «Письменный журнал», в который ученик записывает свои наблюдения, стихи, делится своими мыслями и чувствами, а преподаватель – своими, тактично направляя дальнейшую работу и задавая тон данному письменному общению. Здесь и переписка, и творчество, и индивидуальный подход. Кстати, переписка оказывает хорошее психологическое воздействие на каждого человека. В данном виде коммуникативной деятельности могут реализовать себя не только общительные и яркие личности, но и такие ребята, у которых возникают сложности в общении со сверстниками. Как дружеская, так и учебная, специально организованная переписка, может компенсировать дефицит общения, помогает подросткам самоутвердиться и почувствовать уверенность в себе, лучше понять себя и других, разобраться в своих мыслях, чувствах, проблемах и отношениях с окружающим миром. Понятно, что на уроке не хватает времени для такой работы, её можно осуществлять на индивидуальных занятиях. Поможет кружок или Клуб английского языка и переписки, целью которого и является организация общения на английском языке, диалог культур через переписку детей и учителей. Клуб, которым я руковожу много лет, поддерживает связь с международными организациями и клубами, способствующими установлению гармонии, дружбы и взаимопонимания на нашей планете через личную и коллективную дружескую переписку.
Много лет назад, начиная работу в этом направлении, я рассматривала переписку как составную часть поисковой работы, и как средство народной дипломатии в клубе интернациональной дружбы. Члены клуба писали в музеи разных городов, участникам Великой Отечественной войны, собирали материал о разведчике Н.И. Кузнецове. С каким трепетом читали ребята письма от бывших партизан отряда «Победители» и от комиссара отряда. Изучили всю историческую и художественную литературу, пропагандировали полученные знания на заседаниях клуба и классных часах. Это и патриотическое, и интернациональное воспитание учащихся.
После перестройки переписка на английском языке стала реальностью и одним из важнейших условий создания языковой среды на уроках, повышения интереса к предмету и мотивации в изучении языка. Организацией дружеской переписки на английском языке я занимаюсь более пятнадцати лет. Кстати, мои ученики одними из первых в области получили возможность пользоваться ресурсами Интернет и электронной почтой. Участвуя в международных проектах с 1995 года, я убедилась, что эта работа помогает учащимся – друзьям по переписке не только лучше понять друг друга, культуру и образ жизни своих друзей, но, что не менее важно, способствует патриотическому и гражданскому воспитанию и развитию толерантности.
Дружеская переписка на языке изучаемого языка помогает ввести детей в мир культуры страны изучаемого языка в её соотнесении с родной культурой, способствует поддержанию интереса к учению и формированию познавательной активности. Она воспитывает потребность в практическом использовании иностранного языка. В процессе переписки учащиеся развивают умения устной и письменной речи, перевода, и расширяют свою эрудицию, лингвистический, филологический и общий кругозор. Через межкультурные проекты учитель может осуществлять интеграцию тем и учебных предметов, причём исследуемая проблема или обсуждаемая тема может быть какой угодно: экологической, политической, социальной, творческой, страноведческой, литературной, лингвистической, и т.д.
Вместе с учителями Великобритании и США мы опробовали несколько оригинальных и интересных форм и методов организации коллективной и индивидуальной дружеской переписки для учащихся различных возрастных групп. Каждый проект был интересным и уникальным. Даже мои второклассники, только начинавшие изучать английский язык, обменивались рисунками, вопросами, загадками, наблюдениями с маленькими американцами из штата Миссури. Американские учителя Бетти Эккерман и ДиЭтта Лоренте дружат с нашим клубом и лично со мной более десяти лет, а англичанка Миссис Талл, профессиональный преподаватель английского языка и литературы из Великобритании, около пяти лет является самым активным членом нашего Клуба английского языка. Каждое их письмо – интереснейший рассказ.
Наряду с обычными письмами были и звуковые, записанные на аудиокассеты, и видео-письма, рисунки и плакаты, «сумки дружбы» - посылки с подарками и сувенирами для всех участников проекта, а также различные конкурсы и викторины. Были и письма-соболезнования в связи с трагическими событиями, и ответные письма из США, и фотография, на которой все учащиеся и учителя выстроились во дворе своей школы таким образом, что можно было прочитать слова «Благодарим Вас!» В результате переписки стали возможными и личные встречи, обмены делегациями, и международные поездки. Многочисленные совместные проекты дали всем участникам бесценный опыт общения с представителями другой страны, другой культуры, заставили всех участников по-другому взглянуть на себя, свою страну и культуру.
Неважно, что первые письма полны ошибок. Главное, что у ребёнка есть огромное желание общаться, и это необходимо использовать учителю. Различные памятки и образцы писем могут помочь на первом этапе работы. Иногда я разрешаю своим ученикам, особенно новичкам, пользоваться пособием «Скорая помощь для начинающих переписку», разработанным мной лет десять назад на основе бесценного практического материала, – а именно писем, полученных в течение многих лет членами клуба из разных стран.
Постепенно ребёнок научится писать письма, всё реже будет обращаться за консультацией учителя. Учителю стоит, однако, задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к переписке, как тактично корректировать и направлять межкультурное общение, каким содержанием наполнить. Научите детей систематизировать материалы переписки, работать со словарём и вести дневник. Знакомство с правилами дружеской и деловой переписки, с правилами этикета в Интернет поможет учащимся и студентам достойно справиться с интересной, но сложной задачей, а специально разработанные вопросники, анкеты, интересные творческие задания будут способствовать тому, чтобы обыкновенный обмен письмами превратится в незабываемый проект. Что станет заключительным, кульминационным этапом работы - презентация, конференция, видео, творческий отчёт, выпуск брошюры или газета – зависит от фантазии, способностей и возможностей участников проекта.
Письма могут стать свидетельством прогресса учащихся, повышения грамотности всех участников проекта. Изучая материалы переписки, а именно письма американских девятиклассников, которые они присылали по электронной почте членам нашего Клуба английского языка и переписки, можно проследить как от безграмотных разговорных фраз, с многочисленными ошибками, американцы постепенно перешли к использованию литературного языка, научились правильно оформлять свои письма, которые с каждым разом становились интереснее. Очень ответственно представлять свою страну и свою культуру даже в самом маленьком международном проекте! Приобретённые умения и навыки, и радость, полученная от дружеской переписки, останутся у наших учеников на всю жизнь. А предмет «иностранный язык», возможно, и превратится в мощное средство общения, и «средство индивидуально-личностного проникновения в культуры других народов и ознакомления их с особенностями жизни и быта россиян, духовным наследием России и её вкладом в мировую культуру», как этого требует Программа обучения иностранным языкам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий