воскресенье, 17 апреля 2011 г.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся

Формирование коммуникативной компетенции учащихся, их развитие и воспитание средствами предмета «Английский язык»

Иностранный язык – это не только буквы, звуки, слова, тексты и структуры. Это удивительная возможность познакомиться с традициями другой страны, узнать много нового, научиться уважать личность другого человека, нравственные и культурные ценности иноязычной культуры. Средствами иностранного языка происходит формирование активной жизненной позиции ученика как гражданина и патриота, а также как субъекта межкультурного взаимодействия.

Вижу своё назначение как учителя в том, чтобы формировать способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение на изучаемом языке, быть миротворцем, учить детей толерантности.

Достижение взаимопонимания - главная цель межкультурной иноязычной коммуникации, а формирование коммуникативной компетенции учащихся – основное назначение предмета. Известно, что дети любят учиться, но не любят, когда их учат. Стараясь сделать обучение увлекательным, часто использую коммуникативные, деловые, ролевые и познавательные игры; опросы, интервью, конкурсы, проекты и презентации. Активные и интерактивные формы работы обеспечивают максимальную мыслительную и коммуникативную активность учащихся на всех этапах обучения.

Обращаю внимание на формирование адекватной самооценки: признание своих индивидуальных особенностей – шаг к пониманию и уважению различий и ценностей другой культуры, а работа в группах является важным условием обучения в сотрудничестве, развивает способность учащихся к диалогу и взаимопониманию.
На моих уроках дети учатся представлять себя, свою страну и её культуру; конструктивно отстаивать собственные позиции.

В 2001 году в школе был открыт первый Интернет-центр, оснащённый компьютерами, которые я получила, трижды выйдя в финал Российско-американского конкурса преподавателей английского языка. Как руководитель Интернет-центра и Клуба английского языка, считаю своей задачей направить в правильное русло общение с представителями других стран, наполнить его интересным содержанием.

В результате переписки стали возможными личные встречи, обмены учителей, международные проекты, которые дали мне и моим ученикам бесценный опыт межкультурного общения, заставили всех участников по-другому взглянуть на себя и свою Родину, почувствовать себя послами мира и патриотами. Обмен письмами и исследовательскими вопросами и заданиями с шестиклассниками из Калифорнии с 1996 по 2003 годы (учитель Д. Лоренте); творческий диалог с учащимися Кей Эсмиол из школы Иглвью (г. Колорадо Спрингз, США) в 2002 – 2003 годах; совместные страноведческие проекты с учительницей Николь Уолкер и её учениками с 2002 по 2005 годы (штат Южная Каролина, США) - способствовали не только укреплению дружбы и взаимопонимания между представителями двух культур, но и формированию коммуникативной компетенции как детей, так и учителей.

«Иной образ жизни и языковые отличия не так важны, если у нас одинаковые цели и открытые сердца». Это, я считаю, является одним из самых важных открытий, сделанных мной в ходе межкультурного общения - наши различия не так важны, важнее то, что нас объединяет», написала в одном из своих писем Сью Талл, учительница из Великобритании. В течение нескольких лет она отвечала на вопросы моих учеников, присылала удивительные письма-рассказы и аутентичные материалы. Сью Талл высоко ценит знания и коммуникативные умения учащихся, и неоднократно писала об этом моим ученикам в своих письмах.

Изучение иноязычной культуры через литературные произведения и фильмы на языке оригинала - обязательное условие формирования способности к межкультурному общению. Многие ребята читают произведения английских и американских писателей в оригинале, смотрят и обсуждают фильмы на английском языке, участвуют в подготовке и проведении праздников детской поэзии, вечеров поэзии о любви, дней Шекспира и Роберта Бернса, конкурсов на лучший перевод стихотворения, пробуют писать рассказы и стихи на английском языке.

Старшеклассники выступают на конференциях с научными докладами и презентациями. Нами был осуществлён инновационный научно-исследовательский проект по книге Джорджа Оруэлла «Ферма животных», интегрирующий темы и учебные предметы: английский язык, литературу, историю. Учащиеся одиннадцатого класса выступили на моей авторской мини-конференции «Развитие взаимопонимания, толерантности и критического мышления в школе».

В работе с клубом, как и на уроках английского языка, я уделяю большое внимание гражданскому и патриотическому воспитанию, формированию активной жизненной позиции учащихся, мотивации на здоровый образ жизни.

В анкете, которую выпускники по традиции заполняют на последнем уроке, многие ребята оценивают свои знания предмета как «хорошие» или «отличные». Подтверждением их высокой самооценки являются результаты итоговой аттестации за курс полной школы, а также отличные и хорошие оценки на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения. Благодарственные письма и добрые слова моих учеников, адресованные мне, их учителю английского языка, - главное свидетельство моей успешной работы.
Учитель английского языка В.П. Михайлова

Комментариев нет:

Отправить комментарий