суббота, 16 апреля 2011 г.

Особенности речевого и неречевого поведения в процессе межличностного и межкультурного общения.


Отрывок из моего научно-исследовательского доклада


        Незнание особенной поведения или недооценка значения особенностей невербального поведения представителей той или иной культуры может привести к стрессовым ситуациям и возникновению непонимания или противоречий между участниками диалога культур, и к более серьёзным последствиям: конфликтам, обидам, оскорблениям и т.д. по возрастающей.

     Так, в 2004 году, находившаяся в г. Благовещенске американская учительница была очень встревожена. Она очень нервничала  из-за того, что учащиеся и учителя школ, с которыми она встречалась, очень редко улыбались. Являясь представителем культуры, где постоянная улыбка на лицах участников общения является нормой, она решила, что в школе, (городе, стране) происходит какая-то драма или трагедия, о которой она не знает, и так как все люди чем-то очень обеспокоены, ей так же небезопасно находиться в России. Лишь после долгого разговора удалось убедить Кей, что она в безопасности, ей не о чем беспокоиться, а неулыбчивость россиян – это наша культурная особенность, так как «Смех без причины – признак дурачины».

Известны случаи, когда, находясь за рубежом, люди попадали в очень сложные, порой опасные для жизни ситуации из-за того, что использовали жесты, оскорбительные для представителей иной культуры, на территории которой они находились. Таким образом, в межкультурном общении межкультурная компетенция имеет важное значение, и формированию, развитию и совершенствованию компетенции учителям иностранного языка следует обратить особое внимание. Составной частью этой компетенции являются вербальное и невербальное общение.

Вербальное коммуникативное поведение - совокупность норм и традиций общения, связанных с тематикой и особенностями организации общения в определенных коммуникативных условиях. Вербальные средства общения — это речь, язык, слово. В процессе реального общения люди используют для передачи сообщений чаще всего именно речь, язык. Язык как средство коммуникации является самым дифференцированным и самым продуктивным инструментом человеческого взаимопонимания. Это не просто средство выражения мыслей и чувств. В процессе овладения языком мы также овладеваем и культурой, которая в свою очередь обусловливает наше восприятие, мыслительный процесс и поведение. А поскольку культура может быть понята как коммуникация, язык является коммуникативным процессом в чистом виде в каждом известном нам обществе.

В то же время язык не является единственным инструментом человеческого общения. Если люди взаимодействуют иными, неречевыми средствами, то для определения такого взаимодействия используется термин «невербальная коммуникация». Она — важнейший регулятор контекста общения. Невербальная коммуникация (НВК) является самой древней формой общения людей. Несмотря на такое совершенное средство общения, каким является вербальный язык, в межличностном общении НВК передает 65% всей информации. Это объясняется тем, что для успешной коммуникации важна информация не только репрезентативного характера (о предметах, их местоположении, об идеях, явлениях данного времени), но также информация оценочного характера, позволяющая определить отношение говорящего к самой информации и/или адресату. Часто мы "считываем" эту оценочную информацию с лица говорящего, даже без его ведома. По данным экспериментов при выражении отношения телодвижения передают 55% информации, голос — 38%, слова — всего 7% (Cooper К. 1979. С. 9). Именно невербальный контекст составляет фон для кодирования и декодирования вербальных сообщений. Как считают специалисты, лишь 35% информации в процессе коммуникации передается с помощью языка, а 65% информации, переданной в ходе общения, мы получаем с помощью невербальных средств.
Невербальное коммуникативное поведение - совокупность норм и традиций общения, отражающих рекомендуемые правила общения, сложившиеся в обществе в силу исторических традиций, ритуалов, социальных ситуаций, включающих мимику, жесты, позы общающихся.
Среди невербальных средств выделяют собственно невербальные средства коммуникации — жесты, мимику, телодвижения, взгляды, дистанцию общения и использование пространства, манеру держать себя, одежду и запахи; и паравербальные средства — интонацию, тембр голоса, скорость речи, аргументацию.
В межличностной коммуникации невербальные средства зачастую дополняют языковые формы общения (например, мы говорим: «Привет!» и при этом улыбаемся). Невербальные знаки могут не соответствовать устному сообщению (например, мы говорим: «Рады вас видеть!», но при этом хмуримся и смотрим в сторону). Невербальное сообщение может также дополнять вербальное (сказать детям: «Тише!» и приложить указательный палец к губам).
Невербальное поведение служит для регулирования общения. С помощью кивка головой, взгляда, жеста мы легко вступаем в беседу или прекращаем ее. В ряде случаев невербальные способы могут замещать вербальные (так, ребенок может не попросить подать ему игрушку, а просто указать на нее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий