вторник, 12 июля 2011 г.

Метод проекта



            Наиболее эффективным и результативным считаю в своей работе метод проектов. Многие учителя подтверждают, что метод проекта наиболее полно отражает личностно-ориентированный подход к обучению. Проектная методика включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Проектная методика имеет практическую направленность, развитие получают все аспекты изучения иностранного языка в интегрированной форме: чтение, письмо, аудирование (умение слушать и понимать высказывания других участников проекта) и устная речь. Другие преимущества метода проектов – возможность сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой, обучение в сотрудничестве, изменение роли учителя, который становится фасилитатором. Метод проекта активизирует все стороны личности обучаемого: его интеллектуальную и эмоциональную сферы, его типологические и индивидуальные особенности, черты характера: целеустремлённость, настойчивость, толерантность, любознательность, трудолюбие, коммуникабельность. В процессе работы над проектом учащиеся получают опыт общения. Одним из преимуществ данного метода является возможность интеграции тем и учебных предметов (английский язык, литература, история), а также возможность учитывать особенности участников проекта, сложность темы и некоторые другие факторы, проектируя работу во времени: так как проекты могут быть как кратковременными, так и довольно продолжительными.


         Известно, что главная цель межкультурной иноязычной коммуникации – достижение взаимопонимания. Назначение учителя быть миротворцем, учить детей толерантности, умению жить без конфликтов. Считаю, что одним из самых важных условий формирования коммуникативной компетенции является готовность представлять себя, свою страну и её культуру; конструктивно отстаивать собственные позиции, не унижая других и не попадая в прямую зависимость от чужих приоритетов. На протяжении многих лет автор публикации организовывала и осуществляла международные проекты, участниками которых были как учителя, так и учащиеся двух стран – России и одной из стран изучаемого языка: США, Канады, Великобритании. Организованное письменное общение способствует поддержанию интереса к учению и формированию познавательной активности, воспитывает потребность в практическом использовании иностранного языка. В процессе коллективной и индивидуальной переписки посредством обычной почты и Интернет учащиеся развивают умения устной и письменной речи, перевода, и расширяют свою эрудицию, лингвистический, филологический и общий кругозор. Через межкультурные проекты учитель может осуществлять интеграцию тем и учебных предметов, причём исследуемая проблема или обсуждаемая тема может быть какой угодно: экологической, политической, социальной, творческой, страноведческой, литературной, лингвистической, и т.д. Участвуя в межкультурных проектах, ученики не только узнают много нового о стране изучаемого языка и друзьях по переписке, но и заново открывают для себя российскую историю и культуру, стараясь познакомить с ней своих зарубежных сверстников средствами изучаемого ими иностранного языка. Во время межкультурных проектов обостряется чувство ответственности и патриотизма и гражданственности, развивается критическое мышление.


      В результате диалога культур появилась потребность в проведении некоторых сложных проектов, которые я считаю инновационными.


     Так, например, выяснилось, что все друзья по переписке хорошо знали произведения Джорджа Оруэлла, строки из статей и книг которого очень часто цитируются в современной прессе. В политике часто употребляются выражения, термины, которые трудно понять, не зная творчества Джорджа Оруэлла. Поэтому с 2002 года на уроках английского языка и в клубе английского языка и переписки я уделяю особое внимание этой теме. В 2003 году в 11 классе после чтения книги Animal Farm и просмотра видеофильма на английском языке с одноимённым названием, впервые был проведён инновационный исследовательский проект по книге Джорджа Оруелла «Ферма животных» с участием учителей литературы и истории. В дальнейшем проект проводился в 10 классе после работы с разделом 3 учебника Кузовлева и изменялся с учётом особенностей учащихся класса. В следующей публикации предлагается примерная схема проведения проекта, которую, при желании, можно изменить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий