пятница, 16 ноября 2012 г.

Говорим о толерантности



Самый главный результат образования – толерантность?


16 ноября -  Международный День толерантности.


 
Он  был объявлен резолюцией ЮНЕСКО в 1995 г. Декларация принципов толерантности провозгласила, что все люди по своей природе различны, но равны в своих достоинствах и правах. Толерантность признает самоценность личности и право каждого иметь свои убеждения, способствует становлению гармонии в многообразии культур, религий и мнений.
 
Толерантность – это желание и готовность позволять другим иметь свои взгляды, или свои особенности, даже если окружающие их не разделяют.

Это нравственная, политическая и юридическая категории.

Толерантность необходима в общении между людьми, в семье, в обществе, а также во взаимоотношениях между государствами. 
Без толерантности – не может быть мира. Без мира не может быть развития или демократии.
Толерантность предполагает открытость, умение слушать и понимать друг друга, солидарность, общение, свобода мысли, совести и убеждений.



Уроки толерантности
      
Я несколько раз с успехом проводила уроки толерантности на английском языке в старших классах. Как классный руководитель проводила классные часы.


Какой я? Почему я особенный?
  • На таких уроках обсуждаются особенности поведения человека, а также то, из чего складывается личность каждого человека  (темперамент, характер, способности, интеллект, потребности, цели, интересы).
Что у нас общего? Почему мы разные?
  • Человек – существо социальное, он не может жить вне общества. Важно определиться, что мы имеем в виду, когда говорим “МЫ”. Частью какого социума – общества – коллектива мы себя считаем? Мы – жители этой планеты, страны, города или ученики одной школы, класса,спортивной секции, члены одной семьи и т. д.
  • Работая в группах, ребята называют, что общего есть у них, учащихся 10 класса. 

Стереотипы

Старшеклассники обсуждают самые распространённые стереотипы, выполняют задания "Продолжите предложение" и "Согласны ли вы с утверждением, что..."
 

Игра

После подготовительной работы старшеклассники психологически готовы активно участвовать в следующей игре.

Вступительное слово учителя:
В жизни могут произойти самые невероятные вещи. В жизни можно достигнуть успеха, высот власти, но можно и попасть в неприятные ситуации, пережить неудачу, стресс, потери и трагедии. Почему неожиданно свалившееся богатство не делает человека счастливым? Почему, казалось, бы успешный человек вдруг оказывается на самом дне общества; почему люди спиваются, становятся инвалидами, ходят по помойкам, ночуют в подвалах, просят милостыню ...
Что происходит с этими людьми?
Что они могут чувствовать?
И как вести себя остальным членам общества?

Задание:

Представьте, что вы проснулись однажды утром и обнаружили, что ваша жизнь изменилась. В результате необъяснимых обстоятельств и изменений вы стали совершенно другим человеком.
Подумайте, что изменится в вашей жизни, как изменятся ваши взгляды, цели и образ жизни.
 
Участники игры получают карточки (письма), в которых они узнают свою легенду:
  • Вы - студент(ка) университета. У родителей нет денег, чтобы оплатить вашу дальнейшую учёбу.
  • Вы назначены генеральным директором крупной преуспевающей фирмы.
  • Вас избрали депутатом городской Думы.
  • Вы стали инвалидом по зрению и не можете продолжать работать по специальности.   
  • В результате травмы вынуждены передвигаться при помощи инвалидной коляски.
  • В результате травмы Вы полностью обездвижены, нуждаетесь в посторонней помощи.
  •  Вы оказались без родственников и жилья.
  • Вы проиграли в казино все свои сбережения и влезли в огромные долги, пришлось продать квартиру и автомобиль.
  • Вам 40 лет, вы потеряли работу в результате сокращения производства.
  • Вы проработали 15 лет учителем средней школы, но разочаровались в своей профессии.
  • Вы молодой человек \ девушка (т.е. стали лицом противоположного пола).                      
  • Вам 80 лет, у вас есть дети и внуки.
  • Вам 70 лет, у вас нет родственников но есть своя двухкомнатная квартира.
  • Вам 55 \ 60 лет.  Вы первый день на пенсии.
  • Вы узнали, что ваш близкий родственник - представитель сексуального меньшинства.
  • У вас тёмный цвет кожи.
  • Вы - молодой родитель-одиночка, вашему ребёнку  1 месяц.
  • Вы выиграли огромную сумму денег.
  • ... (в зависимости от особенностей класса легенды можно варьировать)

Вопросы для обсуждения:

1.      Назовите по крайней мере 5 признаков, подтверждающих, что ваша жизнь изменится.

2.      Что изменится в вашем поведении и в вашем отношении к жизни и окружающим?

3.      Сможете ли вы честно рассказать о своих новых качествах \ наступивших изменениях в жизни?

4.      Как изменится отношение других людей к вам со стороны членов вашей семьи \ родственников \ друзей \ коллег \ общества?

5.      Будет ли у вас больше или меньше власти и полномочий на работе \ дома \ в обществе?

6.      Будете ли вы нуждаться в чём-то \ ожидать от других людей или от общества чего-то, без чего раньше спокойно обходились, или о чём ранее вы не задумывались?

7.      По месту жительства появятся ли у вас какие-то новые проблемы и трудности?

8.      Сможете ли вы быть счастливыми в вашей новой жизни?

9.      Будете ли вы стараться \ (сможете ли вы) скрыть произошедшие с вами изменения?

10.  Охарактеризуйте одним словом, которое поможет вам лучше выразить свои чувства и ощущения по поводу вашего участия в этом задании?

11. Было ли вам легко \ трудно \ интересно \ приятно ?
Объясните, почему вы так считаете.
 

Обычно это задание вызывает очень большой эмоциональный отклик и ребята очень серьёзно обсуждают предложенные проблемы.

Выводы:
 
Когда мы говорим о толерантности, мы говорим о необходимости знать, признавать и уважать:
-        нравственные и культурные ценности и нормы, принятые в обществе;
-      личность человека, характер, внешность (цвет кожи, волос, одежда, причёска), убеждения, взгляды, отношение к каким-то явлениям, поведение, манера говорить, образ мыслей, система отношений (зависит от возрастных особенностей, статуса, пола, степени доброты, и т. д.).
 
Памятка:
 
1.     Никогда не спешите делать категорических выводов по первому впечатлению, особено избегайте негативных оценок.
2.     Все люди разные, каждый человек уникален и неповторим. В жизни не стоит относить человека к какому-то типу, классифицировать людей.
3.     Мы часто обижаемся на людей из-за того, что они не оправдали наших ожиданий, не помещаются в наши рамки. Но люди не обязаны быть такими, какими мы их представляем.
4.     Помните о том, что любой человек имеет уникальную способность к изменениям.
5.     Никогда не путайте поведение человека и его личность. Оценивая поступки, не вешайте ярлык на человека.
6.     Научитесь принимать любого человека таким, каков он есть – со всеми его достижениями и недостатками.
7.     Если хотите переделать людей, начните с себя – это и полезней и безопасней.

Комментариев нет:

Отправить комментарий