"Новгородские Ведомости" представляют мнение председателя жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников о том, кого можно научить говорить на иностранных языках.
От Elementary до Advanced*
Научить иностранному языку можно любого. Но один будет владеть им в совершенстве, а другой — на бытовом уровне. Своим мнением делится Юлия КУРАСОВСКАЯ, председатель жюри заключительного этапа Всероссийской школьной олимпиады по английскому языку, зам. декана факультета иностранных языков и регионоведения МГУ.
Всероссийской олимпиаде — 15 лет. За это время огромное количество школьников во всех субъектах страны попробовали свои иноязычные силы. Но, что примечательно, интерес к английскому продолжает расти. Желающих принимать участие в муниципальных, региональных этапах становится все больше. Растут конкуренция среди ребят и уровень владения иностранным. Члены же оргкомитета все усложняют задания. Вот и в этом году мы снова повысили планку. Бороться за победу в заключительном этапе, который в понедельник стартовал в Великом Новгороде, будут более 250 школьников из многих регионов России, в том числе и из Крыма.
Всероссийской олимпиаде — 15 лет. За это время огромное количество школьников во всех субъектах страны попробовали свои иноязычные силы. Но, что примечательно, интерес к английскому продолжает расти. Желающих принимать участие в муниципальных, региональных этапах становится все больше. Растут конкуренция среди ребят и уровень владения иностранным. Члены же оргкомитета все усложняют задания. Вот и в этом году мы снова повысили планку. Бороться за победу в заключительном этапе, который в понедельник стартовал в Великом Новгороде, будут более 250 школьников из многих регионов России, в том числе и из Крыма.
Знаю: мои коллеги по судейству по другим школьным предметам, особенно по тем, по которым существуют международные олимпиады, недовольны, что в этом году Минобрнауки России сократило допустимое число победителей и призеров Всероссийской олимпиады с прошлогодних 45 процентов до 30 от общего количества участников заключительного тура. Возможно, по математике, физике и не нужно было ничего менять — головастые технари очень нужны науке и производству, и откуда, если не с олимпиад, набирать вузам сильных ребят. Что касается английского, то тут я как председатель жюри полностью поддерживают решение министерства о сокращении получателей стобалльных сертификатов по итогам олимпиады. Награду и президентскую премию получат только самые-самые…
Да, свободно владеющих языком школьников все больше. И это не может не радовать. Однако далеко не все, кто попадает в разряд победителей и призеров и получает право на льготное поступление в вузы, поступают на факультеты иностранных языков. Мы анализировали причины. В большинстве своем победители состязания по английскому еще и в других предметных олимпиадах участвуют. То есть у них сильные знания по всем дисциплинам. И они спокойно в общем потоке проходят конкурсный отбор в вузы на неязыковые специальности по своим высоким баллам ЕГЭ. А стобалльный сертификат по английскому на всякий случай держат как запасной вариант.
Вообще, меня очень радует и всплеск интереса к языку, и то, что современные дети успешно овладевают лексикой и грамматикой. Научить иностранному можно абсолютно любого человека в любом возрасте, только подходы и методики разные будут в зависимости от цели обучения. Лет десять назад я — продукт советского высшего образования с его фундаментальными подходами и всеобъемлющим охватом — сказала бы, что переход вузов на Болонскую систему преподавания и внедрение ЕГЭ разрушит нашу уникальную систему обучения и подготовки кадров. Сейчас я так не скажу. Как учили языку раньше? Нас учили литературному иностранному: мы зубрили слова, читали произведения — чаще со словарем, но читали. А вот необходимость спросить на английском, как найти музей в городе, ставила нас в тупик. Нынешняя молодежь спокойно вступает в разговоры: даже если ребенок усвоил минимум на уроках, этого ему достаточно, чтобы объясниться в незнакомой стране.
Все дело в том, что современные методики делают упор на коммуникацию, на разговорную речь. Шекспира в оригинале сегодняшние тинейджеры, конечно, не читают, но в чужом городе точно не потеряются. А кто, собственно, сказал, что если томик за ночь на английском не осилил, то, значит, и языка не знаешь? Всем и не нужно на профессиональном уровне говорить, писать, читать, переводить и думать, большинству из нас достаточно бытового разговорного уровня.
На самом деле сейчас у нас в стране с уровнем обучения детей языку все очень неплохо. И потому я не разделяю мнение скептиков, которых пугает обязательная сдача ЕГЭ по иностранному языку с 2020 года и ввод устной части в экзамен. Сегодня уже никому не нужно объяснять, что без языка вряд ли можно сделать карьеру, да и просто хорошим тоном считается изъясняться на английском. И дети это куда лучше нас, взрослых, понимают. И учат язык. И готовы его сдавать. Идея разговорного блока в ЕГЭ — неплохая. Но нужно на должном уровне провести подготовку к его внедрению. Ведь если мы запустим устное общение на итоговых испытаниях во всех школах страны, не обучив нужное количество педагогов работе на экзамене по определенной схеме и с общими параметрами оценки, то результат разочарует. Очень надеюсь, что этого не произойдет…
* уровни владения английским языком
* уровни владения английским языком
http://novved.ru/mneniya/29693-ot-elementary-do-advanced.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий