четверг, 23 января 2014 г.

Об олимпиадах по английскому языку. Часть 1.

       Недавно на заседании методического объединения учителей иностранных языков гимназии мои молодые коллеги попросили меня рассказать об олимпиадах.  Я неоднократно участвовала в работе жюри муниципального и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников и у меня есть определённый опыт работы с обучающимися в этом направлении. 



      Всероссийская олимпиада школьников (ВОШ) является самым представительным и самым значительным  конкурсом в нашей стране.  
      Существует Положение о Всероссийской олимпиаде , которое можно прочитать на старом сайте министерства образования РФ, а  на информационном портале Всероссийской олимпиады  даётся исчерпывающая информация о составе комиссий и организаторах олимпиады, а также архив заданий прошлых лет и сведения о победителях регионального и заключительного этапов.


 Несколько лет назад учителя самостоятельно разрабатывали задания для своей школы, поэтому не было единых требований. В настоящее время школьный этап олимпиады проходит одновременно во всех общеобразовательных учреждениях города, а задания для школьного этапа разрабатываются специальной комиссией.  Перед проведением олимпиады её организаторам и членам комиссии необходимо ознакомиться с методическим письмом, где чётко обозначены цель и задачи олимпиады: "выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к английскому языку, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда лингвистических и социокультурных знаний, связанных с историей и современным функционированием различных вариантов английского языка и историей и культурой англоязычных стран." Учителям, занимающимся подготовкой обучающихся к олимпиаде, необходимо знать основные особенности конкурсной работы. Они должны объяснить своим ученикам, что задания олимпиады должны быть творчески ориентированы и не повторяют экзамен ЕГЭ. 
      
Проверку выполненных олимпиадных заданий школьного, муниципального, регионального и заключительного этапов Олимпиады осуществляют жюри соответствующих этапов Олимпиады. Перед проведением Олимпиады члены комиссии (жюри) знакомятся с регламентом её организации и проведения, и критериями оценивания ответов. После проверки и расшифровки работ производится заполнение протоколов, куда вносится сумма набранных баллов по каждому виду испытаний. 

Участники школьного этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями школьного этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. В случае, когда победители не определены, в школьном этапе Олимпиады определяются только призеры. 
Победители и призеры школьного этапа Олимпиады награждаются дипломами и имеют право участвовать в муниципальном этапе.
        
Общеизвестно, что основными конкурсными заданиями  школьного этапа олимпиады являются:  конкурс понимания устной речи (Listening), конкурс понимания письменной речи (Reading), лексико-грамматический тест (Use of English), конкурс письменной речи (Writing). Рекомендуется проводить конкурс устной речи (Speaking), но из практики, сложившейся в нашем городе, я могу сказать, что конкурс устной речи на школьном этапе отсутствует, а на муниципальном этапе в устном конкурсе принимают участие лишь те участники, которые показали лучшие результаты в письменной части конкурса.

Общие правила, о которых необходимо знать всем участникам конкурса довольно простые: 

  •  Участник олимпиады может взять с собой в аудиторию ручку, очки, шоколад, воду. 
  • В аудиторию не разрешается брать бумагу, справочные материалы (словари, справочники,  учебники и т.д.), пейджеры и мобильные телефоны, диктофоны, плейеры и любые другие технические средства. 
  • Во время выполнения задания участник может выходить из аудитории только в сопровождении дежурного. 
  • Участник не может выйти из аудитории с заданием или листом ответов. 
   Члены жюри, находящиеся в аудитории, должны зафиксировать время начала и окончания задания на доске (например, 10.10- 11.25.) За 15 и за 5 минут до окончания выполнения заданий по чтению старший член жюри в аудитории должен напомнить об оставшемся времени и предупредить о необходимости тщательной проверки работы. Члены жюри в аудитории должны строго следить за тем, чтобы все работы были сданы, на листах ответов не должна быть указана фамилия участника и не должно быть никаких условных пометок.
          
        Проверка письменных работ - очень трудное и ответственное дело. Правильно, если сначала будет проведена фронтальная проверка одной (случайно выбранной и отксерокопированной для всех членов жюри) работы; затем члены жюри обсудят  выставленные в ходе фронтальной проверки оценки с целью выработки сбалансированной модели проверки, и только после этого начнётся этап индивидуальной проверки олимпиадных работ членами жюри. Если этот порядок нарушается, а организаторы, желая сэкономить бумагу, не предоставят жюри критерии оценивания конкурса, то ни о какой объективной оценке работ не может быть и речи. 

      К сожалению, в работах и ключах встречаются опечатки и даже ошибки. Поэтому ответственные за проведение олимпиад должны обратить на это особое внимание. При том, что работы шифруются, одно из заданий может включать анкету, где конкурсантам предлагается указать свои имя и адрес. Такая ситуация была в нашем городе  на муниципальном этапе в этом году. 

         Все этапы устного ответа (монолог + беседа) записываются на магнитофон или осуществляется цифровая запись на компьютере при наличии необходимого оборудования; при заполнении протокола членами жюри выставляется оценка каждому участнику пары;  эта оценка является средней оценкой двух членов жюри; за монолог и диалог 
выставляется одна общая оценка (см. Критерии оценивания конкурса устной речи).  В случае значительного расхождения мнений членов жюри (если расхождение оценок членов жюри более 3-х баллов) принимается решение о коллективном прослушивании сделанной записи устного ответа и оценка выставляется всеми членами жюри. 

     Как подготовить обучающихся к олимпиаде?   Читайте в следующем сообщении.

Комментариев нет:

Отправить комментарий