Недавно на заседании методического объединения учителей иностранных языков гимназии мои молодые коллеги попросили меня рассказать об олимпиадах. Я неоднократно участвовала в работе жюри муниципального и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников и у меня есть определённый опыт работы с обучающимися в этом направлении.
Всероссийская олимпиада школьников (ВОШ) является самым представительным и самым значительным конкурсом в нашей стране.
Существует Положение о Всероссийской олимпиаде , которое можно прочитать на старом сайте министерства образования РФ, а на информационном портале Всероссийской олимпиады даётся исчерпывающая информация о составе комиссий и организаторах олимпиады, а также архив заданий прошлых лет и сведения о победителях регионального и заключительного этапов.
Несколько лет назад учителя самостоятельно разрабатывали задания для своей школы, поэтому не было единых требований. В настоящее время школьный этап олимпиады проходит одновременно во всех общеобразовательных учреждениях города, а задания для школьного этапа разрабатываются специальной комиссией. Перед проведением олимпиады её организаторам и членам комиссии необходимо ознакомиться с методическим письмом, где чётко обозначены цель и задачи олимпиады: "выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к английскому языку, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда лингвистических и социокультурных знаний, связанных с историей и современным функционированием различных вариантов английского языка и историей и культурой англоязычных стран." Учителям, занимающимся подготовкой обучающихся к олимпиаде, необходимо знать основные особенности конкурсной работы. Они должны объяснить своим ученикам, что задания олимпиады должны быть творчески ориентированы и не повторяют экзамен ЕГЭ.
Проверку выполненных олимпиадных заданий школьного, муниципального, регионального и заключительного этапов Олимпиады осуществляют жюри соответствующих этапов Олимпиады. Перед проведением Олимпиады члены комиссии (жюри) знакомятся с регламентом её организации и проведения, и критериями оценивания ответов. После проверки и расшифровки работ производится заполнение протоколов, куда вносится сумма набранных баллов по каждому виду испытаний.
Победители и призеры школьного этапа Олимпиады награждаются дипломами и имеют право участвовать в муниципальном этапе.
Общеизвестно, что основными конкурсными заданиями школьного этапа олимпиады являются: конкурс понимания устной речи (Listening), конкурс понимания письменной речи (Reading), лексико-грамматический тест (Use of English), конкурс письменной речи (Writing). Рекомендуется проводить конкурс устной речи (Speaking), но из практики, сложившейся в нашем городе, я могу сказать, что конкурс устной речи на школьном этапе отсутствует, а на муниципальном этапе в устном конкурсе принимают участие лишь те участники, которые показали лучшие результаты в письменной части конкурса.
Общие правила, о которых необходимо знать всем участникам конкурса довольно простые:
- Участник олимпиады может взять с собой в аудиторию ручку, очки, шоколад, воду.
- В аудиторию не разрешается брать бумагу, справочные материалы (словари, справочники, учебники и т.д.), пейджеры и мобильные телефоны, диктофоны, плейеры и любые другие технические средства.
- Во время выполнения задания участник может выходить из аудитории только в сопровождении дежурного.
- Участник не может выйти из аудитории с заданием или листом ответов.
Члены жюри, находящиеся в аудитории, должны зафиксировать время начала и окончания задания на доске (например, 10.10- 11.25.) За 15 и за 5 минут до окончания выполнения заданий по чтению старший член жюри в аудитории должен напомнить об оставшемся времени и предупредить о необходимости тщательной проверки работы. Члены жюри в аудитории должны строго следить за тем, чтобы все работы были сданы, на листах ответов не должна быть указана фамилия участника и не должно быть никаких условных пометок.
Проверка письменных работ - очень трудное и ответственное дело. Правильно, если сначала будет проведена фронтальная проверка одной (случайно выбранной и отксерокопированной для всех членов жюри) работы; затем члены жюри обсудят выставленные в ходе фронтальной проверки оценки с целью выработки сбалансированной модели проверки, и только после этого начнётся этап индивидуальной проверки олимпиадных работ членами жюри. Если этот порядок нарушается, а организаторы, желая сэкономить бумагу, не предоставят жюри критерии оценивания конкурса, то ни о какой объективной оценке работ не может быть и речи.
К сожалению, в работах и ключах встречаются опечатки и даже ошибки. Поэтому ответственные за проведение олимпиад должны обратить на это особое внимание. При том, что работы шифруются, одно из заданий может включать анкету, где конкурсантам предлагается указать свои имя и адрес. Такая ситуация была в нашем городе на муниципальном этапе в этом году.
К сожалению, в работах и ключах встречаются опечатки и даже ошибки. Поэтому ответственные за проведение олимпиад должны обратить на это особое внимание. При том, что работы шифруются, одно из заданий может включать анкету, где конкурсантам предлагается указать свои имя и адрес. Такая ситуация была в нашем городе на муниципальном этапе в этом году.
Все этапы устного ответа (монолог + беседа) записываются на магнитофон или осуществляется цифровая запись на компьютере при наличии необходимого оборудования; при заполнении протокола членами жюри выставляется оценка каждому участнику пары; эта оценка является средней оценкой двух членов жюри; за монолог и диалог
выставляется одна общая оценка (см. Критерии оценивания конкурса устной речи). В случае значительного расхождения мнений членов жюри (если расхождение оценок членов жюри более 3-х баллов) принимается решение о коллективном прослушивании сделанной записи устного ответа и оценка выставляется всеми членами жюри.
Как подготовить обучающихся к олимпиаде? Читайте в следующем сообщении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий